Программа развития 2017 – 2020
1. Паспорт программы развития школы-интерната
Настоящая программа определяет концепцию развития школы-интерната и основные направления деятельности по ее реализации.
Цель программы
Создать:
-
условия для эффективного развития школы-интерната в ходе осуществления модернизации образования;
-
оптимальные социально – культурные и педагогические условия для социализации учащихся, повышения качества образования, познавательной активности и творческого потенциала учащихся, формированию устойчивой позитивной мотивации к постоянному совершенствованию всех участников образовательного процесса;
-
благоприятные условия для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого – педагогической помощи, а так же защита ребенка в его жизненном пространстве.
Основные задачи программы
-
Внедрение инновационных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации.
-
Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и специфики образовательного учреждения.
-
Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.
-
Поиск новых форм воспитательной работы, внедрение школьного
самоуправления.
-
Кадровое обеспечение развития школы.
Сроки и этапы реализации программы
Этапы
|
1 этап подготовительный
(01.01.2011 –31.12.2011)
Цель: Выявление перспективных направлений развития школы – интернат.Разработка программы.
|
2 этап Экспериментальный
(01.01.2012 –31.12.2015)
Цель: внедрение методик, технологий, программ. Переход образования и воспитания в новое качественное состояние.
|
3 этап Обобщающий
(01.01.2016-31.12.2016)
Цель: соотношение планов и результатов.
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы – интернат.
|
Миссия школы
Создание условий для развития самостоятельной гармонично развитой творческой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума.
Определён механизм достижения миссии школы через приоритет здоровья, создания условий для социализации учащихся, повышения качества образования, творческого потенциала и позитивной мотивации к постоянному совершенствованию всех участников образовательного процесса
Управление программой
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы – интерната. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы-интерната по учебной и воспитательной работе.
В 2010 году был проведен тщательный самоанализ педагогической деятельности школы-интерната, который показал результативность реализации выбранных направлений в работе. Вместе с тем, в связи с выявленными на основе анализа работы проблемами, программа развития скорректирована, предусмотрены управленческие действия с перспективой на ожидаемый результат.
2. Информационная справка о школе
Общие сведения о школе и контингенте учащихся. Характеристика учащихся и их семей.
Государственное образовательное учреждение Республики Коми "Школа-интернат №1" г. Воркуты находится в центре города Воркуты по адресу: ул. Ленина, д. 33 Б. Это образовательное учреждение было основано в 1959 году для получения образования детей, родители которых проживали и работали в тундре. В 1981 году школа-интернат получила наименование «Школа-интернат № 9». В этом учреждении обучаются дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных семей, дети из семей, признанных малоимущими, имеющие одного родителя, дети оленеводов, проживающие вдали от школ, дети, имеющие родителей-инвалидов, или дети, родители которых находятся на длительном стационарном лечении, дети из семей, где родители имеют разъездной и вахтовый метод работы, дети опекунов (попечителей).
В 2009 – 2010 учебном году школа – интернат прошла аттестацию и лицензирование и подтвердила право на продолжение своей деятельности.
Специфика развития школы – интерната определяется тем, что образовательное учреждение предполагает круглосуточное пребывание детей в стенах школы, приоритет отдается социальной реабилитации учащихся.
В школе – интернате обучается 203 ребенка, поступающих из разных школ города и поселков. Образовательный процесс осуществляется в одну смену. Продолжительность уроков – 40 минут. На первой ступени обучается 61 учащийся, на второй – 106 учащихся.
Многодетных семей – 36, 76 учащихся воспитываются в неполных семьях, 41 семья имеет статус малообеспеченных, 37 семей неблагополучные, 8 детей из семей инвалидов.
Количество детей группы «риска» - 21 человек, состоят на учете ГДН – 2 человека.
Организация образовательного процесса.
Занятия в школе – интернате проводятся в одну смену в режиме 6 – ти дневной рабочей недели.
- Начало занятий в 9.00;
- Продолжительность урока – 40 мин;
- Объём максимальной учебной нагрузки:
а) начальная школа, продолжительность обучения 4 года. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное образование является базой для получения основного общего образования.
б) основная школа, продолжительность обучения 5 лет. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
- Возраст учащихся принимаемых в школу-интернат с 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября текущего года в 1 класс;
- Средняя наполняемость классов: 20 человек.
Материально – техническая база
Школа – интернат функционирует в двух зданиях, постройки 1959 года. Школа располагает спортивным залом, столовой на 130 мест, медицинским блоком, прачечной.
Общее количество учебных кабинетов – 18.
Школа имеет компьютерный класс 50м2, оснащенный 12-ю персональными компьютерами.
Для повышения качества образования необходимо провести реконструкцию учебных кабинетов и оснащение современным и лабораторным оборудованием.
3. Анализ результатов образовательной деятельности и проблем школы.
Проблемы и результаты образовательной деятельности.
Школа – интернат предназначена для детей из малообеспеченных и многодетных семей, для детей из неблагополучных семей.
Возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями.
В связи с этим можно выделить следующее противоречие:
Между предъявляемыми требованиями к уровню образовательного процесса и реальным состоянием развития его содержательного, методического, организационного и диагностического компонентов.
На основе анализа можно выделить следующие цели образовательного процесса:
-
Повышение качества образовательного процесса.
-
Усовершенствование научно-методического обеспечения, в основе которого лежат ценностно-ориентированный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы;
-
Обновление содержания образовательного процесса:
-
Развитие новых образовательных направленностей;
-
Разработка, апробация и внедрение на их основе образовательных программ;
-
Обновление и актуализация содержания имеющихся образовательных программ.
Воспитательная система.
Анализ программы воспитания позволил выделить две ее стороны: внутреннюю и внешнюю.
Характер отношений гуманистический, демократический.
Основными направлениями воспитательной работы педагогического коллектива являются: нравственное, патриотическое, творческая деятельность, трудовое, профориентационное, физкультурно-оздоровительное, профилактическая работа с детьми «группы риска»
Воспитательная программа школы-интерната – это совокупность методов и средств, форм работы, направленных на создание целенаправленного, специально организованного педагогического влияния на воспитание личности ребенка с определенными качествами. Необходимо создать воспитательную систему школы-интерната с целью реализации процесса становления гуманистического мировоззрения, удовлетворения социального заказа на личность, обеспечивающие успешную социализацию человека в современном обществе.
Содержанием для реализации процесса воспитания в нашем учреждении будут: занятия в школе-интернате; досуговая деятельность; система повышения квалификации педагогов.
Основным критерием становления гуманистического мировоззрения станет продвижение ребенка от низкого уровня его сформированности к более высокому.
Показатели уровней сформированности гуманистического мировоззрения для ребенка являются:
-
Наличие сформированных гуманистических личностных ценностей;
-
Наличие сформированных гуманистических идеалов и убеждений;
-
Знание и соблюдение норм и правил гуманистического поведения.
Тогда воспитательная система станет динамичной, открытой, это будет являться хорошим потенциалом для дальнейшей работы.
4. Концептуальные основания программы развития.
Модель выпускника школы-интерната
Предполагаемый результат реализации программы развития школы-интерната основывается на те предположения, пожелания, требования к выпускнику, которые были высказаны при обсуждении образовательной программы, ее целее на коллективных совещаниях, общешкольных родительских собраниях, путем анкетирования родителей, учащихся, педколлектива.
«Модель» выпускника включает в себя:
- уровень обученности, обеспеченный реализацией основных и дополнительных программ;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- уровень сформированности социальных навыков выпускника;
- приоритетные личностные качества, сформированные у учащегося в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня;
- возможные сферы распределения выпускников II ступени школы-интерната (в учреждениях среднего профессионального образования, сферы производства, услуг).
Это значит, что выпускник школы-интерната выходит из стен школы, полностью освоившим учебную программу с прочно сформированными учебными навыками, адаптированный к взрослой самостоятельной жизни, чувствующий себя уверенно, грамотный, с развитой и правильной устной речью, умеющий ориентироваться в общественной жизни, занимать активную жизненную позицию, иметь свои взгляды и уметь не поддаваться чужому отрицательному влиянию, вести здоровый образ жизни.
5. Приоритетные направления реализации программы.
-
В отличие от общеобразовательных школ, ведущим компонентом образовательного процесса которых является обучение, мы подчёркиваем, что ведущим компонентом в образовательном процессе школы-интерната является КОРРЕКЦИОННАЯ работа с личностью ребёнка. Учитывая особенности работы учреждения, воспитание происходит не массово, а дифференцированно и, в большей степени, индивидуально, с учётом направленности личности каждого ребёнка.
-
Организация и реализация образовательного процесса в школе-интернате опирается на систему воспитательных и дидактических принципов.
6. Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение.
Для реализации создания условий программы образования необходимо провести капитальный ремонт здания и укрепить материально технические условия школы – интернат. Общая сумма расходов, необходимых для реализации программы составит 10800 тысяч рублей.
Объемы финансирования программы в 2011 – 2016 годах будут уточняться при планировании бюджета на соответствующий финансовый год.
7. Ожидаемые результаты работы в проекте.
7.1. Для реализации проекта будут:
-
созданы условия для продолжения образования;
-
использоваться разнообразные объекты коммуникации для решения конкретных жизненных ситуаций;
-
созданы условия для получения качественного образования, ориентированного на результат;
-
созданы комфортные психолого-педагогические и материальные условия для осуществления профессиональной деятельности;
-
созданы комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
-
созданы условия, обеспечивающие личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
7.2. Увеличится занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время.
7.3. Снизится число детей с асоциальным поведением.
7.4. В процессе образования и воспитания будет:
-
создана единая форма учета детей с девиантным поведением;
-
создаваться соответствующая УМБ;
-
создана эффективная система управления школой; усилена роль социально- гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру.